«Гимназия является первой основой для всех свободных искусств и наук. Из неё, следует ожидать, выйдет просвещённое юношество: молодые люди должны приучиться там к правильному образу мышления и добрым нравам…»
М.В.Ломоносов
В непростое время социальных потрясений и общественных перемен, перед современной школой стоит ряд важных задач! Как воспитать личность интеллектуальную, развитую, способную взять на себя груз преобразований, свободно реагировать на все изменения в обществе.
Гимназия №12 встала перед проблемой построения воспитательной системы, удовлетворяющей современным запросам, «работающей» и на учащихся, и на учителей, и на родителей, действующей в конкретных условиях социума.
Под термином «система» мы понимаем дополняющие друг друга, взаимодействующие компоненты, подчинённые общим целям и задачам, ориентированные на единые принципы, построенные на системообразующей деятельности.
Наша система построена на гуманной демократической основе.
Итак, в современных условиях развития общества, на школу возложена особая миссия, создание необходимых для этого условий, подготовка его к «взрослой» жизни и деятельная социальная адаптация. В своей работе над созданием модели воспитательной системы педагогический коллектив гимназии опирается на совокупность идей, взглядов, установок, составляющих концепцию.
Мы хотим, чтобы выпускник гимназии в основу своего жизненного целеполагания заложил вечные критерии – Истины, Добра, Красоты, рационально подходил к использованию жизненных ресурсов, умел определять ценности бытия через единое восприятие мира, стремился к самосовершенствованию, критически мыслил, был культурным, образованным, физически развитым человеком, способном участвовать в общественной жизни. Воспитательная система гимназии осуществляет переход от реализации идеи «образованного человека» к идее «человека гармоничного».
Основные концептуальные идеи
Cоздание оптимальной образовательной среды для развития гармоничной личности;
Развитие демократического стиля руководства и отношений;
Cоздание механизма непрерывного обновления содержания, технологий образовательного процесса, направленного на внедрение модели личностно-ориентированного образования;
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с момента знакомства с гимназией до выхода из неё;
Единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся;
Формирование представлений о личности как единстве физического, духовного и нравственного начала в человеке;
Идея абсолютной ценности индивидуального человеческого существа.
Принципы образовательного процесса
1. Сочетание традиций с созданием механизма непрерывного обновления всех компонентов системы. 2. Отношение к личности, её внутренней свободе, воспитанию и развитию, как к главной ценности образовательного процесса. 3. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. 4. Принципы гуманизации, природосообразности, развивающего обучения, дифференциации. 5. Принцип связи воспитания с жизнью. 6. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании. 7. Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко). 8. Принцип воспитания в коллективе.
Цель воспитательной системы гимназии №12 – воспитание гармоничной, нравственной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению; адаптированной к быстроизменяющимся условиям жизни; с активной гражданской позицией.
Задачи воспитательной системы гимназии №12
1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности. 2. Формировать у учащихся потребность в усвоении глубоких и прочных знаний основ наук, социально-культурных ценностей общества, развитии собственного творческого потенциала. 3. Развивать у учащихся потребность в расширении собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях. 4. Формировать активную гражданскую позицию, потребность в усвоении социокультурных ценностей общества, прививать любовь к своему отечеству. 5. Стимулировать здоровый образ жизни педагогов и воспитанников. 6. Проводить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую работу с субъектами УВП.