Основная цель хореографического обучения детей в системе дополнительного образования – способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. Перед педагогом-хореографом стоят следующие задачи: привить детям любовь к танцу, сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие), развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства. Эти задачи решаются через овладение детьми разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, подскоков, танцевальных упражнений.
Содержанием работы на занятиях является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается мышечный тонус.
Отличительной чертой данной программы является стремление автора не только обучить учащихся искусству танца, но и решить воспитательные задачи, расширить кругозор, научить пониманию таких специфических средств музыкального «языка», как метроритм, лад, темп, динамика.
Программа рассчитана на три года, каждый из которых условно называется «Танец в жизни людей», «Танцующий мир», «Я танцевать хочу». В течение этих лет происходит накопление теоретических знаний о хореографии, музыкальных средствах выразительности. Усложнение также поэтапно специальные навыки и умения, связанные с пластикой, жестом, мимикой, дыханием.
I год обучения. «Танец в жизни людей» (Введение в мир танца). Это первые шаги в хореографии под звуки музыки. Как забегание вперёд – умение уловить смену темпа, образа (военный ,«игрушечный» марш). “Отличие маршевого и танцевального шага”. Знакомство с танцами разных народов: классический, народный, современный. В конце года – первый концерт для родителей. Подведение итогов.
II год обучения. «Танцующий мир». Расширяет представление о прикладном значении танца. Ставит творческие задачи – представить танец листьев, кружение ветра, пластику движений птиц, животных, растений («Распускающийся цветок»). Усложняются задания на развитие эмоционального восприятия музыкального образа, упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы. Ритмические и танцевальные движения, отработанные в прошлом учебном году, усложняются; происходит знакомство с новыми элементами движения и танца. В форме беседы учитель знакомит, а затем вводит в практику урока такие темы, как
Ø «Ритм в жизни и искусстве»;
Ø «Темп: быстро и медленно в жизни и хореографическом искусстве»;
Ø «Лад. Настроение в танце»;
Ø «Настроение в природе и в хореографии»;
Ø «Разыграй настроение», «Тихо – громко».
В арсенал педагогических приёмов вводятся элементы народного танца.
III год обучения дает воспитаннику по праву заявить: «Я танцевать хочу!» Происходит дальнейшее усложнение ритмических, хореографических, творческих заданий. В тематическом планировании
III года обучения заложено дальнейшее изучение средств хореографической и музыкальной выразительности: «Слово-жест» «Мелодия. Рисунок танца», «Образ-воспитание», «Характер в танце».
Данная программа носит пропедевтический характер и предполагает дальнейшее углубленное занятие искусством танца в среднем звене общеобразовательной школы, а также в специализированных школах и студиях.