Основными концептуальными подходами являются:
· осуществление образования в области здоровья, реализуемое через валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, введение «человекоцентрических» предметов;
· создание системы вовлечения учащихся, учителей, родителей в программу укрепления здоровья и благополучия в школе; формирование и стимулирование мотивации навыков здорового образа жизни;
· формирование культуры и ценности здоровья на основе использования педагогических и методологических технологий, адекватных особенностям детских коллективов и отдельных детей;
· коррекция УВП относительно особенностей состояния здоровья учащихся на основе методов лечебной педагогики, ориентиров на решение задач обучения, воспитания и развития каждого ребенка в зависимости от его физического и психологического здоровья, единство оздоровительного и учебного процессов;
· совершенствование управления на основе понимания здоровья как индикатора содержания, форм, методов и критерия оценки педагогических действий;
· использование идей развивающегося обучения и воспитания, совершенствование педагогических технологий, адекватных возрасту и социальному статусу ребенка, его индивидуальным особенностям;
· детские движения в защиту здоровья;
· создание школьного банка «Здоровье», обучение учителей педагогическому анализу медицинских результатов.
В соответствии с выявленными фактами нами был изменён образовательный процесс:
- расписание в основном составлено с учётом биологического ритма ребёнка;
- установлена 40-минутная длительность уроков (по субботам - 35 минут);
- через систему воспитательной работы гимназии и различных КТД возрос здоровьесберегающий ресурс перемен;
- внедрены программы и курсы; «Педагогика здоровья», «Психология», «Хореография», «Ритмика», «Экология» и др.;
- утверждено положение о домашнем задании, включающее в себя:
- соблюдение предельного времени выполнения, дифференцированный характер по непрофильным предметам в гимназических классах, отмену домашних заданий на понедельник по предметам, которые изучаются в течение недели более двух раз, необязательность выполнения творческих домашних заданий (при этом возможно только положительное оценивание), изучение правил выполнения домашних заданий на классных часах;
- существенно увеличена двигательная активность учащихся через реализацию положения о физкультминутках, динамических перерывах и переменах, через совершенствование спортивно-оздоровительной и экскурсионной работы;
- увеличено количество часов физкультуры в классах с тревожным состоянием здоровья, созданы физкультурно-оздоровительные классы.,
- внедрена система домашних заданий учащимся разных групп физического развития и др.
- при таких подходах очевидной становится необходимость изменения содержания управленческого сопровождения учебно-воспитательного процесса. Нами была создана и внедрена система охраны здоровья учащихся, включающая в себя лечебно-профилактическую, санитарно-противоэпидемиологическую деятельности, санитарно-просветительскую работу, медико-психолого-педагогическую поддержку;
- заключены договоры о сотрудничестве гимназии №12 с детской поликлиникой №1, другими учреждениями системы здравоохранения, такими как: Областной Центр профилактики и борьбы со СПИД и ИЗ, Областной наркологический диспансер, Городской Центр медицинской профилактики и др.;
- включены в систему мониторинга отслеживание изменений комфортности через изучение психического и психологического состояния ученика, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с учителями, товарищами, родителями; увеличения или снижения перегрузок;
- проводилось постоянное отслеживание состояния здоровья учащихся и факторов, влияющих на него, информировался о результатах педагогический коллектив через систему педагогических советов и совещаний;
- издавались приказы, направленные на организацию и контроль за соблюдением всех здоровьесберегающих элементов, обобщался положительный опыт работы учителей и классных руководителей;
- укреплена материально-технической база стоматологического и медицинского кабинетов, открыт и функционирует второй малый спортивный зал, кабинет хореографии, гимназический фитнес-центр;
- созданы условия для работы и отдыха во всех помещениях.
Одним из направлений совершенствования аспектов управленческой деятельности стала организация экспериментальной работы по снижению нервно- психических перегрузок за счет:
- проведения экзаменационной промежуточной аттестации в 3-8, 10-х классах в виде письменных годовых контрольных работ;
- предоставления возможности написания годовых работ под руководством учителя и консультанта - преподавателя ВУЗа по одному или нескольким предметам (при этом выдается свидетельство о защите, которым можно воспользоваться во время проведения устного экзамена в 9, 11 классах);
- работы медико-психолого-педагогических консилиумов, оказания индивидуальной психологической помощи;
- разработки и внедрения системы преемственности;
- отсутствия количественной оценки у учащихся 1-2 классов, зачётной системы в 1 четверти 5 класса;
- проведения открытого анкетирования «Учитель глазами ученика», «Классный руководитель глазами ученика», «Администрация глазами учителей».
Следующим направлением действий администрации и педагогического коллектива стала профилактика отдельных видов заболеваний через:
- четкое планирование работы по профилактике пяти основных типов заболеваний (были определены через медико-педагогическую экспертизу конкретно для гимназии);
- обязательное проведение физкультминуток по 5 основным типам заболевания на каждом уроке с 1 по 11 класс;
- изменение содержания и форм физического воспитания, превращение его в действенную меру охраны здоровья;
- освоение дыхательной гимнастики и комплекса упражнений на выработку правильной осанки на каждом уроке физкультуры;
- проведение точечного массажа;
- усиление туристическо - краеведческой направленности в жизнедеятельности
классных коллективов;
-проведение встреч с работниками медицины для учащихся, учителей,
родителей.