Суббота, 20.01.2018, 21:52 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"| RSS

Главная | | Мой профиль | Выход
 
» Меню сайта


» Наш опрос
Сколько, по Вашему мнению, должна длиться учебная неделя для учащихся 7-9 классов?
Всего ответов: 1878

 
Технология достижения результата
 
Еще несколько десятилетий назад слово «успешный» употреблялось в контексте, связанном с переговорами, процессом, а словосочетание «успешный человек» было совершенно невозможно. Это объясняется тем, что в традиционной русской культуре не было «одушевленного» культа успеха. Люди всегда стремились чего-то добиваться, не считая успешность основополагающей жизненной ценностью. Были другие ориентиры – сделать что-то для души, а к успеху можно было стремиться. Именно в наше время появилось словосочетание «успешная школа», что говорит о новой культурной ценности, появившейся в обществе и нашем сознании. В чем состоит феномен «успешная школа»? Давайте разбираться вместе…
Картины будущего рождаются на холстах прошлого. Первое упоминание о начальной школе №12 в городе Липецке относится к 1918 году (этот факт открыли ученики, работая с архивными документами). 1954 год – школа работает в режиме средней, 1990 год – школа становится экспериментальной площадкой при Липецком государственном педагогическом университете и получает статус школы-гимназии с углублённым изучением иностранных языков, 2003 год – подведены итоги первой программы развития, выполнение которой позволило перейти к новой гимназической структуре и реализовать идею построения воспитательной системы… Разное время – разное содержание понятий «успех», «успешность», «успешная школа», неизменным остается лишь Содействие, Содружество, Сотворчество.
Успешная школа сегодня – это школа, объединяющая успешных людей и помогающая им таковыми стать. Миссию любой школы определяют требования общества к современному человеку, а также система профессиональных и человеческих взглядов, которую проповедует команда педагогов, учащихся и родителей. М.А. Булгаков писал: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». В гимназии идея непрерывного образования является ведущей, при этом в основу образовательного процесса положен приоритет воспитания. Системообразующими факторами гимназической воспитательной системы являются организация познавательной деятельности учащихся и формирование потребности в общечеловеческих ценностях. Сегодня в качестве концепции развития гимназии выступает система прогностических идей, определяющих пути достижения качественно нового состояния образовательного пространства:
  • построение образовательного процесса, направленного на максимальную индивидуализацию обучения и воспитания, усиление творческого, самостоятельного начала в деятельности учеников, развитие исследовательской и социальной практики;
  • реализация модели современной классической гимназии, в которой развитие одаренности детей будет способствовать повышению качества образования.
Школа является важнейшим социальным институтом, в рамках которого воспроизводится и качественно улучшается интеллектуальный потенциал общества. Но нельзя забывать и о том, что школа – это место, в котором нужно воспитывать ребенка так, чтобы в этом мире на одного Человека стало больше. Поэтому интеллектуальное воспитание подрастающего поколения (интеллектуальное развитие и нравственное воспитание) является приоритетным направлением деятельности в гимназии.
Давайте посмотрим на современную гимназию глазами детей, но и не забудем при этом дать профессиональный комментарий.
Начало учебной недели… Шумной толпой стекаются гимназисты к школе, раздевалка, встреча с дежурным администратором (может повлечь для некоторых коррекцию внешнего вида). Звучит звонок. Но сегодня он обозначает не начало первого урока. «Всем, всем доброе утро. Начинается общегимназическая линейка «Разговор с куратором». В рекреациях выстраиваются параллели, их приветствует куратор – заместитель директора. Зачем нужна эта утренняя встреча, да еще в понедельник? Подводим итоги прошедшей недели, аплодируем и вручаем награды победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований (как важно получить признание, не отсроченное во времени, а своевременное), ставим задачи на ближайшую неделю перед учениками и классными руководителями, получаем оперативную обратную связь. Эти утренние встречи позволяют на конкретных примерах учить детей планировать свою жизнь, ставить адекватные цели, находить оптимальные способы их достижения и анализировать результаты. Звучит музыка и начинается единая для всех утренняя зарядка – гимназический флешмоб, заряжающий ребят силой, энергией и оптимизмом на всю предстоящую неделю.
Звонок на урок. Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем следующий параграф, вопросы на странице… Нет, это не для нас.
Как важно знать тех, кого учишь! Не имя и фамилию ученика, а те психофизиологические особенности, которые являются определяющими для результатов обучения. Психологическая служба, классные руководители, педагоги-предметники изучают и диагностируют личность школьника с целью определения темперамента, доминирующего канала восприятия учебного материала, функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Такой подход позволил нам считать каждого ребенка талантливым, особенным и одаренным, а гимназию – школой для одаренных детей. Ежегодно в гимназии проходит воспитательная акция «Покори свой Олимп», в рамках которой каждый участник образовательных отношений определяет зону своего ближайшего развития на предстоящий год и траекторию достижения успеха.
Начинается Его Величество Урок. Каждый ученик самостоятельно формулирует личную цель и записывает ее на полях школьной тетради. В гимназии реализуются программы развивающего обучения, начиная с пятого класса, существуют направленности, которые трансформируются в предпрофильную подготовку и профильное обучение. Каждый ребенок может построить свою образовательную траекторию, сформировать индивидуальный учебный план. Учитель организует деятельность ребят по овладению предметным и метапредметным содержанием образования, формирует универсальные учебные действия, в ход идет весь арсенал современных методик обучения и образовательных технологий. А в конце урока ученик сможет оценить, насколько его личная цель достигнута, проанализировать причины возникших затруднений. Именно этот прием позволяет ученику определить собственную успешность в рамках каждого урока.
Несколько слов о трудностях на пути учения. Успех ученика – это не игра взрослых, в ходе которой для ученика искусственно создаются тепличные условия, это осознание проблем, нахождение их причин, за которыми следует долгий кропотливый совместный труд учителя и ученика, преодоление себя и… обретение веры в свои силы, признание другими.
Перемена – это неотъемлемая часть школьной жизни. Каждый школьник знает, что интересно бывает не только на уроках, но и в перерывах между ними. А какой временной период жизни ученика приходится на перемену? Осуществим небольшие расчеты, исходя из шести уроков в день: 1 день – 70 мин., 1 неделя – 420 мин. = 7 часов, год – 14280 мин. = 238 часов, 11 лет – 2618 часов = 109 суток. Ни один учебный предмет не обеспечен таким временным ресурсом как перемена. Поэтому очень важно не упустить возможность рационально использовать это время. Известно, что лучший отдых – не полный покой, а смена деятельности. В гимназии реализуется проект «Умная перемена», его основная задача состоит в том, чтобы организовать групповую интеллектуально-продуктивную деятельность во время отдыха. Еще один способ проведения перемены – это «Свободный микрофон». Звучат стихи, песни, проводятся конкурсы на лучший литературный перевод, презентации творческих проектов, выступления творческих коллективов.
Заканчиваются уроки, но жизнь в гимназии не замирает. Начинается реализация проекта «День кафедры». В школе их несколько: кафедра гуманитарных наук, кафедра естественно-математических наук, кафедра начального и эстетического образования, кафедра здорового образа жизни, кафедра воспитательной работы. Педагогические объединения решают вопросы предметного преподавания и инновационной деятельности (гимназия является региональной инновационной площадкой, экспериментальной площадкой Московского педагогического государственного университета). А дальше все просто – педагоги пяти кафедр организуют вторую половину каждого дня. Для младших школьников день кафедры – это игра, праздник, для учащихся основной школы – это возможность определить свои познавательные интересы, для старшеклассников – это изучение внепрограммного материала и профессиональное самоопределение. Форм организации внеурочной деятельности не перечесть: театральный коллектив «Слово», клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Битва хоров», «Битва танцев», квесты, прогулки и поездки по знакомым, но таким незнакомым местам.
В вечернее время в гимназии начинает свою работу спортивный семейный клуб. Ежедневно учителя физической культуры, ученики, родители и классный руководитель занимаются разными видами спорта. Сочетание интеллектуального и физического труда позволяет ощутить гармонию внешнего и внутреннего мира.
С целью развития интеллектуальной одаренности учащихся в гимназии проводятся фестиваль проектов (1-8 классы), защита годовых (9 класс) и учебно-исследовательских (10 класс) работ. Ежегодно в гимназии проходит прием одаренных детей, который завершает гимназическую акцию «Покори свой Олимп». В этот день во время перемен по гимназическому радио передаются выпуски о событиях и фактах из жизни олимпийцев. А сами ребята проводят Уроки успеха, на которых они имеют возможность рассказать младшим школьникам о себе и о своей любви к изучаемым предметам. Продолжается день торжественным заседанием гимназического клуба «Олимп», который объединяет победителей и призеров различных этапов всероссийской олимпиады школьников, их учителей и родителей. Победители и призеры олимпиад получают золотой знак гимназиста. В конце дня для всех его участников проходит прием директора гимназии, на котором ребята и взрослые имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке.
Зачем так много всего? А ведь учеников тоже много. И нужно «успеть» проявить свои таланты, «найти себя», ведь слово «успех» образовано от слова «успеть» (в словаре Даля читаем: «иметь успех – успевать – достигать желаемого»). А ещё для того, чтобы жизнь была яркой, школьные годы – запоминающимися и интересными. Чтобы ни один из наших учеников не сказал подобных слов: «Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что нам не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казённо. Большинство наших учителей были люди серые, незначительные…» (впечатление о школе главного героя романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»). Для сравнения можно обратиться к другим строчкам: «Я знаю пример успешной школы. Это гимназия, в которой я учусь. Она сочетает в себе самые лучшие черты, которыми должна обладать школа. Здесь каждого ученика любят, как своего ребёнка. В нас воспитывают самые лучшие качества…» (слова принадлежат Половинкиной Анне, ученице 11А класса гимназии №12).
В гимназии выстраивается особая система отношений между педагогами и родителями. Одним из мероприятий, которое может завершить гимназический день является вечер встречи педагогического коллектива с родителями. Традиционное родительское собрание получает новый виток развития. Все педагоги школы в 18.00 приглашают родителей учащихся, которые в течение вечера получают возможность пообщаться со всеми педагогами, обсудить с ними индивидуальные образовательные достижения. А что такое успех родителя? Это возможность вместе со своим, уже повзрослевшим ребенком, подняться на сцену актового зала школы, получить аттестат зрелости, ощутить уверенность в правильности сделанного им выбора профессионального пути.
Действительно, в нашей гимназии есть многое для того, чтобы быть успешной школой. Мудрый креативный директор, всегда идущий в ногу со временем. Административная команда – не просто сотрудники, а сподвижники и соратники. Учителя-профессионалы, способные к саморазвитию и умеющие научить этому детей. Дети, среди которых много любознательных, имеющих широкий круг интересов, относящихся с энтузиазмом к новым проектам и заражающих своим энтузиазмом других, более инертных.
Как у любого человека есть внешний и внутренний облик, так и у каждой школы есть своё лицо и свой дух. Во дворе – густые ели, уютные клумбы, зелёные лужайка и лабиринт, даже есть декоративный колодец; в светлых коридорах и рекреациях – выставки картин липецких художников, в кабинетах – современное оборудование для проведения уроков. Недаром школе в августе во время приёмки из года в год ставят только «отлично».
А ещё гимназию в шутку называют «пеликаньей фермой». Если учителя гимназии принимают участие в конкурсе «Учитель года» (что бывает часто), то успех обеспечен. В гимназии активно развивается методическая служба, проводятся гимназические профессиональные конкурсы «Покори свой Олимп», «За гранью урока», «Метапредметное занятие», которые служат прологом к всероссийскому конкурсу. Все педагоги гимназии – мастера своего дела, среди них выпускники этой школы, семьи и династии, кандидаты наук, Заслуженные учителя, Почетные работники. Сама же школа входит в топ 500 лучших школ России… Перечислять многочисленные победы учеников, учителей, гимназии в целом – можно долго.
По мнению выпускников, гимназия – «дом, из которого не хочется уходить и в который хочется возвращаться», а значит, это территория развития, открытая к изменениям система, сохраняющая свои традиции.

 


 
» Мой выбор - будущее России!




» Календарь новостей
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

 

» Поиск

 

» Друзья сайта





Яндекс цитирования



 

 

» Форма входа

 

» Статистика


Copyright MyCorp © 2006