Современные взаимоотношения школы и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях, и связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести только форму альянса.
Альянс – союз, объединение людей на основании какой-либо совместной деятельности. Субъектов альянса принято называть партнерами.
Альянс – это союз партнеров, имеющих общий интерес, который достигается в процессе совместной деятельности.
Педагогический альянс – это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектами в этом случае являются объединения людей: одна сторона – педагогический коллектив, другая сторона – семья. Интерес, ради которого заключается союз, - интересы ребенка.
По назначению педагогический альянс носит гуманистический характер, ориентированный на счастье воспитуемого развивающегося человека.
По функциям педагогический альянс направляет свои усилия на сферу духовную, материально – техническую, финансово-экономическую и этико-психологическую.
По содержанию совместной деятельности педагогический альянс, конечно же имеет профессионально—педагогический характер, ориентированный на научно-педагогические закономерности развития личности. Профиль педагогического альянса – воспитательный.
Как следствие последнего, педагогический альянс не имеет паритетного начала, ибо ведущим становится субъект, обладающий профессиональной компетенцией – школа.
Специфика альянса «школа – семья» в том, что сопряженная деятельность протекает в разных пространствах, физическом и духовном поле жизнедеятельности ребёнка, основная часть жизни которого протекает в домашних условиях, но значительная часть её, всё более увеличиваясь, - в школе.
Стратегия педагогического альянса – счастье ребёнка.
Тактика педагогического альянса – создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни как жизни достойного человека, ведущего достойную жизнь «здесь и сейчас».
Принципы педагогического альянса.
· Принцип соглашения;
· принцип сопряжения;
· принцип сопереживания;
· принцип сопричастности;
· принцип содеятельности;
· принцип меры.
Цель деятельности гимназии по педагогическому сопровождению семьи:
Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.
Задачи:
1. Считать приоритетной задачей педагога – повышение педагогической культуры родителей, как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания.
2. Усилить использование содержательного и методического аспектов совместной учебно-воспитательной деятельности учителей и родителей.
3. Оказать максимальное содействие организации совместной деятельности семей через создание семейных клубов, развитие системы взаимной помощи в воспитании детей, организацию совместного труда, проведение семейных праздников и пр.